Заказчик
Альфа-Капитал
Задача
Создание сервиса для подбора инвестиционного пакета
Решение
Интерактивная анкета с 200 персонажами, необычное позиционирование и ставка на расширение целевой аудитории
«Альфа-Капитал» пришел к нам с запросом сделать необычный сервис, на котором люди с разными уровнями финансовой грамотности смогут подобрать инвестиционный пакет, ответив на серию коротких вопросов в интерактивной анкете. Процесс прохождения опросника предстояло максимально упростить и геймифицировать, чтобы убедить потенциальных клиентов оставить данные и затем купить инвестиционный портфель.
Для отстройки от конкурентов и расширения целевой аудитории сервиса в «Альфа-Капитале» решили сделать анкету в не совсем обычном формате. Первое отличие — ориентированность на женщин, а второе — нестандартная вывеска. Проект назвали «Инвестиционное ателье».
Маленький спойлер: ставка «Альфа-Капитала» на гендер даже спровоцировала небольшой скандал в интернете. Но поскольку в первоначальную схему анкеты клиент заложил еще одного персонажа — мужчину — все обошлось. Так мы не ограничили целевую аудиторию проекта.
При выборе формата «Альфа-Капитал» опирался на зарубежные исследования на тему «женских инвестиций», а также собственный опыт по работе с частными инвесторами. По его мнению, существуют заметные гендерные отличия в инвестировании у мужчин и женщин. Женщины заинтересованы в достижении понятного эффекта и концентрируются на конкретных жизненных целях. При этом они более консервативны в выборе инструментов вложений, хотят контролировать риски и склонны доверять управление инвестициями профессионалам.
Мы проанализировали рынок инвестиционных услуг и выяснили, что конкуренты работают по единому сценарию подбора портфелей для клиентов — с помощью анкет. Для этих целей используют стандартные утилитарные интерфейсы, без элементов геймификации. Поэтому идея провести женщин по красивой анкете с помощью простой игровой механики — в виде выбора своей инвестиционной цели — показалась нам довольно интересной. В качестве целей для будущих инвесторов выделили «Образование детей», «Собственное жилье», «Резервный фонд», «Достойную пенсию» и, наконец, «Самое заветное».
На этом этапе мы для себя определили три вызова или проблемы, которые предстояло побороть при создании этого проекта, — низкую финансовую грамотность большей части целевой аудитории, риск потерять вложенные средства и сложный процесс оформления портфеля.
Поехали
Первый этап после оценки — проектирование структуры будущей анкеты. Вот какой вариант мы предложили:
Сначала пользователь попадает на главную страницу инвестателье, с которой на анкету ведут две кнопки — «Начать инвестировать» и «Как это работает», затем проходит анкету, получает результаты, играется с градациями (целями, доходностью, первоначальным взносом и сроком инвестиций), которые сделаны в виде скролл-линеек. Ну а потом изучает подробности и оформляет покупку.
Сам процесс приобретения инвестиционного пакета довольно долгий и муторный, однако нужно было полностью вынести его в онлайн и максимально облегчить. Так что заполнить документы можно было по-быстрому — через «Госуслуги» или самостоятельно, потратив около 30 минут на опросник. Но вернемся к проекту.
После согласования структуры мы занялись подсчетом персонажей анкеты и схемами их трансформации в зависимости от пола, возраста, семейного положения, дохода и других факторов.
От вопроса про любимый музыкальный стиль в итоге отказались.
Основная целевая аудитория сервиса — это женщины 25–35 лет, которые задумываются об инвестициях и хотят куда-то вложить деньги, но в то же время боятся рисковать. Как оказалось, это очень приблизительная оценка:) В итоге в зависимости от ответов на вопросы о возрасте и шести градаций доходности мы насчитали более 200 персонажей.
Всех этих героев, в которых клиенты должны были узнать себя, детально отрисовал наш иллюстратор. Кстати, в качестве стилистического референса выбрали иллюстрации Slack и Airbnb.
Согласовали буквально каждую мелочь — от модели сумки у женщины-инвестора 35 лет (заказчик подсказал, что это должна быть Prada) до марки часов у мужчины. Поэтому отрисовка стала одним из самых объемных этапов проекта. Но после нее нам предстоял еще один вызов — анимация героев. Дело в том, что они проходят анкету вместе с клиентом в буквальном смысле слова, маршируя по экрану к светлому финансовому будущему. И хотелось бы сделать их походку естественной и легкой.
Потратив больше двух недель на перебор множества инструментов для анимации, в результате остановились на Bodymovin, который позволил вывести персонажей в код и сверстать относительно легкий проект.
Проект работает по алгоритму выбора инвестиционных пакетов «Альфа-Капитала», который анализирует цели, статус и уровень дохода клиента. Так что под «капотом» ателье скрывается объемная экспертиза, накопленная за годы работы лучших умов компании.
Что в итоге
Конечно, тема ателье, ориентированного на определенный гендер, не могла остаться незамеченной. Учитывая сегодняшнюю повестку в интернете. Поэтому, с одной стороны, нашему клиенту пришлось вернуть в анкету мужчину для равновесия, а с другой, наверное, хорошо, что сервис вызвал отклик и смог привлечь внимание новой аудитории — тех самых домохозяек, менеджеров среднего звена и владельцев небольших бизнесов.
Что же касается трех озвученных выше вызовов, то кажется, что со сложным процессом оформления инвестиционного пакета нам удалось разобраться. А с точки зрения финансовой грамотности целевой аудитории и рисков потери накоплений, такие проекты явно способствуют знакомству со сложными банковскими услугами. И помогают прокачать инвестиционные навыки у всех, кому это может быть интересно. Ну или хотя бы попробовать это сделать. Минимальная сумма инвестирования в ателье — 5 тысяч рублей.